«В кризисное время малый бизнес может стать реальной основой региональной экономики, — считает председатель ярославского отделения ОПОРЫ РОССИИ, член ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ Ярославской области Артур ЕФРЕМОВ, — но для этого государство должно сделать шаг ему навстречу».
Упрямая вещь статистика подтверждает: малый бизнес может быстро адаптироваться к новым условиям, перепрофилироваться, найти новые ниши, рынки сбыта. В кризисных 2008 и 2009 годах на фоне общего падения налоговых поступлений в бюджет на 22 %, доходы от малого бизнеса не изменились, а по ЕНВД даже выросли на 4 %. В 2010 г. на фоне общего падения налоговых поступлений на 5 % поступления от малого бизнеса выросли в среднем на 19 %. В самый разгар кризиса, несмотря на повсеместные увольнения, малые предприятия проявляли социальную ответственность и практически не увольняли работников: в 2009 г. занятость на малых предприятиях не только не сократилась, но и, наоборот, увеличилась более чем на 50 тысяч человек.
Кризисные тенденции налицо
Между тем, все больше и больше факторов указывают на то, что кризисные явления в экономике нарастают. По данным мониторинга ОПОРЫ РОССИИ, проведенного в январе 2015 года, 29 % компаний уже сокращают сотрудников, в 28 % компаний уже произошло снижение заработной платы, 20 % компаний имеют просроченные платежи (перед поставщиками или работниками).
Все говорит о том, что пришло время принимать антикризисные меры. Причем не только на федеральном, но и на региональном уровне.
А у кого как не у самого бизнеса спросить, какая поддержка ему необходима в это непростое время?
На федеральном уровне многие из инициатив, сформулированных ОПОРОЙ РОССИИ, нашли свое место в антикризисной программе Правительства РФ. Это введение специального налогового режима для самозанятого населения, унижение ставки по «упрощенке» до 1% с доходов, система «одного окна» для плательщиков патента.
Есть свои предложения и у ярославской ОПОРЫ. В феврале они были направлены предпринимателями главе региона Сергею Ястребову.
Бремя финансовой нагрузки нужно ослабить
Мы считаем, что в первую очередь нужно сократить налоговую нагрузку на малый бизнес. Для этого необходимо расширить перечень видов деятельности, которые могут применять льготную ставку 5% по «упрощенке» с прибыли и снизить вдвое размер базовой доходности для исчисления налога по патенту. Кроме того, необходимо форсировать принятие закона Ярославской области о «налоговых каникулах» для начинающих предпринимателей.
Посыл областных властей должны поддержать и органы местного самоуправления. Стабилизация не менее, чем на 2 года, корректирующего коэффициента К2 при применении единого налога на вмененный доход (на уровне 2012 года) позволит создать благоприятную среду для развития бизнеса в муниципальных образованиях.
Однако налоги – это лишь малая часть финансовой нагрузки для малых предприятий. Значительная часть затрат – оплата услуг естественных монополий. Тарифы для малых и средних предприятий необходимо снизить и зафиксировать, как минимум, на 2 года. То же самое касается кадастровой оценки земли.
Прогнозируемая финансовая нагрузка должна стать залогом для развития бизнеса.
Создать условия для развития
В сегодняшних условиях, когда банки перестают кредитовать и повышаются процентные ставки, необходимо компенсировать бизнесу ухудшение финансовых условий. Решением этой проблемы станет докапитализация Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства до 300 миллионов рублей. Займы, выдаваемые Фондом, стоят значительно дешевле банковских кредитов. Для того, чтобы они стали реальным инструментом поддержки, нужно сделать их более «долгими» — не менее 2 лет.
Малый бизнес должен получить доступ к комплексному освоению земельных участков. Для этого нужно выносить на аукционы земельные участки под строительство площадью от 0,2 до 0,3 га.
Необходимо выработать в кратчайшие сроки «Стандарт делового климата Ярославской области», который обеспечит повышение доверия бизнеса к власти. Стандарт будет обеспечивать права и гарантии бизнеса на предпринимательскую деятельность, станет сводом единых обязательств, которые берут на себя все органы власти и предприниматели региона. Данный документ должен обеспечить стабильность фискальной системы, налоговые каникулы, совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов. Основные принципы, которые должны быть заложены в каждый пункт стандарта – принцип неухудшения условий ведения бизнеса и принцип персональной ответственности чиновников за принятые решения.
Новые подходы к антикризисному управлению
К выработке антикризисных мер необходимо привлекать не только органы власти. Самое активное участие в этой работе должны принять представители общественности, бизнеса, экспертного сообщества. Для этих целей нужно создать региональный антикризисный штаб, который будет заниматься разработкой и реализацией мер поддержки малого и среднего бизнеса на ближайшие два-три года. Именно столько, согласно прогнозу президента России Владимира Путина, стране понадобится для преодоления последствий кризиса. Первоначальной задачей работы штаба мы считаем необходимым сформировать предложения по сокращению количества процедур и сроков согласования разрешительных документов.
К реализации программы антикризисных мер нужно приступать уже сейчас. Принятие предложений ОПОРЫ позволит не допустить разрастания кризиса, нормализовать функционирование экономики. В сегодняшних условиях это позволит не только сосредоточиться на решении текущих антикризисных задач, но и задуматься о создании основ для устойчивого развития нашей страны в посткризисный период.