Департамент агропромышленного комплекса и потребительсткого рынка Ярославской области провел круглый стол, посвященный в том числе соблюдению организациями и ИП требований законодательства по розничной продаже алкогольной продукции. Была озвучена следующая информация:
1) ст. 14 Федерального закона от 22.11.95 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» для организаций и ИП, осуществляющих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена обязанность декларирования объема такой продукции.
Прием деклараций в Ярославской области осуществляется более двух лет, однако, нарушения указанной нормы (допущенные организациями, и в большей степени ИП) выявляются ДАПК и ПР ЯО по истечении каждого отчетного периода.
Например, результаты 1 квартала 2016 года:
|
всего |
представившие декларации |
уклонившиеся |
Организации (лицензиаты) |
673 |
645 (96%) |
28 |
Организации (пиво и т.д.) |
855 |
790 (92%) |
65 |
ИП (пиво и т.д.) |
696 |
378 (54%) |
318 |
В отношении допустивших нарушения организаций возбуждены и рассмотрены дела об административном правонарушении по ст. 15.13. Нарушители привлечены к административной ответственности.
Штраф по указанной статье составляет: на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
2) Исполнение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции обязанности по подключению к ЕГАИС.
30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому определены сроки поэтапного введения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
Указанным Федеральным законом установлены следующие сроки подключения к ЕГАИС в части розничного звена:
— 01 января 2016 года — организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (в части подтверждения факта закупки алкогольной продукции);
— 01 июля 2016 года — организации, осуществляющие розничную торговлю в городских поселениях (в части подтверждения розничной продажи алкогольной продукции);
— 01 июля 2017 года — организации, осуществляющие розничную торговлю в сельских поселениях (в части подтверждения розничной продажи алкогольной продукции).
На сегодняшний день исполнили свою обязанность и подключились к ЕГАИС:
— организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (крепкий алкоголь):
|
Всего*
|
Подключено*
|
Не подключено* |
в части закупки |
2672 |
2608 (98%) |
64 |
в части продажи |
2672 |
1164 (45%) |
1508 |
*— торговые объекты
— организации и ИП, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции без лицензии (пиво, пивные напитки и т.д.):
|
Всего*
|
Подключено*
|
Не подключено* |
в части закупки |
2089 |
1105 (53%) |
984 |
в части продажи |
— |
не требуется |
— |
*— торговые объекты
Т.к. основные контрольные сроки подключения к ЕГАИС прошли, организации и ИП не исполнившие указанную обязанность будут привлекаться к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ (порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Штраф за нарушение установленного порядка: для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., для юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб.
Указанные обязанности (декларирование объемов и работа в ЕГАИС) при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции установлены законодателем с целью наведения порядка на алкогольном рынке и противодействие реализации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
Из приведенной выше статистики видно, что требования закона игнорируются отдельными организациями и в большей степени ИП.
Практика показывает, что применение административных мер (наложение штрафов) негативно влияет на финансовое положение хозяйствующих субъектов, в некоторых случаях приводит к прекращению торговой деятельности.