В мае – июне этого года по инициативе общественных организаций предпринимателей было проведено масштабное исследование бизнес-климата в Ярославском регионе. Участниками опроса стали более 500 представителей малого, среднего и крупного бизнеса.
Проделана очень серьезная работа, цель которой – выявить основные проблемы в развитии бизнеса и сформулировать рекомендации для органов власти по формированию в регионе благоприятного предпринимательского климата.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов относительно условий для ведения бизнеса в Ярославской области.
Во-первых, несмотря на скептическое отношение к внешним условиям для ведения бизнеса, большинство предпринимателей намерены продолжать развитие собственного дела.
Субъективно бизнес считает, что он существует не благодаря, а, скорее, вопреки государству. Тем не менее, улучшение многих объективных факторов налицо. Для того чтобы легче было открывать и развивать бизнес, в регионе важно повышать качество предпринимательского климата.
Во-вторых, мы видим существенные сдвиги в проблемном поле бизнеса. Финансовые ресурсы по-прежнему не вполне доступны для предпринимателей. Тем не менее, не так актуальна уже проблема помещений для бизнеса. Зато «в полный рост» встает проблема с людскими ресурсами. Недоступность квалифицированного персонала для многих компаний является очень большим препятствием в развитии проблемой.
Значительные препятствия для развития бизнеса есть в сфере энергетической инфраструктуры. Пусть присоединение к энергосетям стало доступнее, но тарифы на электроэнергию слишком высоки и мешают развиваться бизнесу.
В-третьих, административный климат Ярославского региона можно в целом охарактеризовать как благоприятный.
32% опрошенных отметили, что не сталкиваются в своей деятельности с административными барьерами. Еще 31% указали, что такие барьеры есть, но они не слишком обременительны для бизнеса и что к ним можно приспособиться. Тем не менее, почти треть компаний считает их бременем настолько тяжким, что приспособиться к нему не получается.
Результаты по вопросам, касающимся проверок, показывают, что ярославский бизнес не испытывает избыточного административного давления на бизнес. Более половины опрошенных не сталкивались в практике своей работы с неправомерными действиями проверяющих. 53 % респондентов отметили, что за прошедший год их бизнес не проверяли ни разу.
Еще одна показательная цифра – 60% участников опроса никогда не принимали участие в судебном разбирательстве по решению проблемы своего бизнеса.
В-четвертых, бизнес по-прежнему не верит в возможность получения государственной поддержки. В государственных программах участвуют только 16% предпринимателей.
При этом оказался мифом распространенный довод о том, что этому мешает непрозрачность бизнеса. Только для 4% опрошенных необходимость раскрывать информацию о работе фирмы стала препятствием. Остальных же отпугнули отстутствие информации и большие списки документов.
На все уверения чиновников о доступности государственной поддержки бизнес вновь и вновь отвечает словами К.С. Станиславского – «Не верю!» Это повод для органов власти задуматься о том, насколько правильно организована система господдержки и насколько предлагаемые меры могут помочь бизнеса разрешить те или иные его проблемы.
В-пятых, отношения власти и предпринимательского сообщества по-прежнему антагонистический характер. Крайне негативно (и это подтверждается другими аналогичными исследованиям) настроено предпринимательское сообщество по отношению к политическим партиям. Фактический показатель недоверия к этому институту является индикатором отношения к власти в целом. Инициативы «сверху» воспринимаются предпринимательским сообществом с нескрываемым скепсисом. Постепенно утрачивается вера в институты представления интересов бизнеса и площадки согласования интересов с властью. По мнению предпринимателей, координационные советы, а зачастую и общественные организации бизнеса выступают «адвокатами» власти и не отстаивают должным образом интересы сообщества.
«Непопулярные» действия властей (даже те, которые носят вынужденный характер) не вызывают одобрения бизнеса, а принимаемые меры по смягчению их последствий носят половинчатый характер, подаваясь при этом как значительное благо. Естественно, это не совпадает с собственной оценкой респондентов. Появляется искаженное представление о власти как главном источнике всех проблем и напастей малого предпринимателя.
В целом, по большинству вопросов, затронутых в исследовании, по сравнению с опросами прошлых лет наблюдается положительная динамика. Вместе с тем, властным структурам стоит всерьез проанализировать потребности предпринимателей для того, чтобы организовать результативную работу по созданию благоприятного бизнес-климата в Ярославской области.
Виктор КИСЕЛЕВ,
Председатель комитета по государственной поддержке ЯРО «ОПОРА РОССИИ»
Подробную презентацию можно помотреть тут:
http://oporayar.ru/wp-content/uploads/2014/07/ПРЕЗЕНТАЦИЯ-03072014.pptx